Архив блога

Категории блога

Популярные статьи

Последние комментарии

Свежие статьи

Теги записей

Правда о сетевом маркетинге, или почему мы – не Avon

Правда о сетевом маркетинге, или почему мы – не Avon

Поводом для написания этой статьи стало то, что в последнее время моё общение в социальных сетях стало напоминать «оборону» от разного рода «менеджеров», самым активным способом продвигающих свои бренды. И дело даже не в том, что Фаберлики, Орифлэймы и Гербалайфы работают в одной сфере с компанией, в которой работаю я. На мой взгляд, самое важное заключается не в том, чем именно они торгуют, а почему (?) они занялись этим. Споры о MLM-бизнесе не прекращаются до сих пор: одни превозносят многоуровневые сетевые структуры, видя в них возможности для быстрого заработка, а другие осуждают сам принцип «прямых продаж». Давайте разберёмся во всём подробно.

Немного истории.

Термин MLM (MultyLevelMarketing) или «многоуровневые сетевые продажи» (встречаются и другие названия, такие как «сетевой маркетинг», «сети прямых продаж» и т.д.), как и многие другие демократические ценности, пришел к нам из-за океана вместе со свободой предпринимательства и американской мечтой. Именно тогда в газетах впервые появились объявления типа: «Срочно требуется мужчина для творческой работы с публикой» или «Требуются энергичные люди любого возраста».

Продавец?

Идея сетевого маркетинга проста, как три копейки: всем понятно, что люди охотнее всего покупают вещи, которые хвалят их знакомые. Владелец California Vitamins (фирмы по торговле пищевыми добавками собственного производства) Карл Ренборг стал предлагать «комиссионные» своим покупателям в том случае, если товар купят еще и их друзья. Последним, в свою очередь, также обещают комиссионные, если они «двинут» товар дальше. Очень быстро компания достигла оборота в несколько миллионов долларов, не потратив при этом ни цента на рекламу – только за счет «прямых продаж». И поныне самыми популярными товарами, продающимися посредством MLM-маркетинга, остаются пищевые добавки и косметика.

И все было бы замечательно, если бы неутомимое желание людей заработать на своих ближних и друзьях не привело к тому, что, используя эту идею, начали появляться и другие компании, не продающие вообще ничего - позже их назвали «пирамидами»…

Пирамида

В семидесятые годы в Америке началась борьба с финансовыми пирамидами. Досталось и "сетевикам". Против крупнейшей на тот момент американской сетевой компании Amway возбудили судебное дело. В результате было признано, что сетевой маркетинг и пирамиды - вещи все-таки разные. Но, тем не менее, именно после этого, деятельность сетевых фирм в Америке и Европе стала регулироваться многочисленными законами. В частности, в законе о сетевом маркетинге существует понятие "периода охлаждения" - в течение этого времени покупатель, осознавший ненужность приобретенной вещи ("охладев" к ней), вправе без объяснений вернуть товар продавцу.

Россия впервые встретилась с сетевым маркетингом в 1989 году. Появились первые дистрибьюторы компании "Herbalife", чья продукция быстро распространилась по всем республикам бывшего СССР. Впрочем, также быстро распространился и негативный имидж самой идеи MLM, и ничего удивительного в этом нет. Если на Западе практика повседневной жизни и законодательство ограничивало деятельность такого рода, то в России «сетевики» чувствовали себя абсолютно свободными. В погоне за быстрыми и большими заработками в этот «бизнес» ринулись тысячи людей, потерявших на тот момент работу и мечтающих решить свои проблемы за пару лет или даже месяцев…

Гербалайф

И что из этого всего получается?

Сегодня, в мире тысячи различных компаний, которые торгуют по принципу «из рук в руки». Так обычно продают кухонные безделушки, косметику и бижутерию, книги. Не брезгуют услугами распространителей и "монстры" традиционного бизнеса: Palmolive, Colgate и др. Но обратите внимание: как показывает мировой опыт, сетевой маркетинг процветает именно в странах, где велика безработица, где средние доходы населения низки, где государство слабо, а правовая система плохо защищена от коррупции. Почему так?

Сетевые фирмы - очень характерный признак наших дней: особенно заметной их деятельность стала после введения санкций против России. Причем основная их часть либо обманывает государство, уводя свои доходы в «серую зону», либо они не честны со своими дилерами и покупателями. Да и товар зачастую низкокачественный ширпотреб или подделка - зато в три, пять, а то и в десять раз дешевле настоящего, на что и "клюют" непосвящённые. Существую и обратные примеры, когда за бытовой прибор или набор косметики вас вынудят заплатить месячную зарплату.

Естественно, не каждая сетевая компания использует сетевой маркетинг лишь для своего обогащения и выпускает некачественные продукты. Однако, главный постулат сетевого маркетинга, гласящий «что можно и быть покупателем, и одновременно зарабатывать», и является ложным. Утверждение о том, что «потребители» могут быть и самыми лучшими «продавцами» не только ложно, но и вредно и опасно. Подумайте сами: одно дело, когда бабушка вырастившая клубнику на своей даче, рассказывает о её достоинствах; совсем другое дело, когда студентка третьего курса железнодорожного коллежа «втюхивает» Вам крем для лица или, более того, таблетки для похудения…

Например, консультанты Mary Kay не просто продают продукцию, а выступают в роли «консультантов по красоте». Причем обучение, которое они проходят, ничем и никем не регламентировано. Следовательно, и ответственности за их «консультации» компания не несёт.

Один из бывших дистрибьютеров компании, Эрик Шайбелер, лично знакомый с основателями Amway, в своей книге «Торговцы обманом» обвинил корпорацию в мошенничестве и назвал тоталитарной сектой. И это не первое обвинение «амвеевцев» в сектантстве: их методы тренингов не раз подвергались критике. 

Шведский концерн Oriflame позиционирует себя как эко-компанию. Даже каталоги печатает на бумаге, которую производят из искусственно посаженных лесов. Зато он попал в поле зрения налоговиков: по данным Федеральной налоговой службы, в последние годы ООО «Орифлэйм Косметикс» уклонялась от уплаты налоговых отчислений, сознательно занижая доходы компании, тем самым задолжав российскому бюджету несколько миллиардов (!). Также вызывает много вопросов и «натуральность» их продукции: дело в том, что Швеция – северная страна, и её возможности по выращиванию тропических растений существенно ограничены (например таких, как Алое Вера). Однако в стране очень хорошо развита химическая промышленность…

Ежегодно в агентства по защите прав потребителей США поступает много жалоб на действия дистрибьюторов компании Kirby. Они применяют жесткий психологический прессинг, чтобы заставить клиента отдать деньги за дорогостоящую технику (цена на пылесос Kirby начинается от 100 тысяч рублей). Российские форумы также пестрят сообщениями: «Пылесосы Кирби – обман, лохотрон, развод!». Тем не менее, компания продолжает работать в России.

Кирби

Первая российская сетевая компания создана в 1997 году предпринимателями Александром Даванковым и Алексеем Нечаевым. Первоначальное название – «Русская линия», а её бренд Faberlic зарегистрирован в 2001 году. Своим ноу-хау компания считает так называемую «кислородную косметику» – средства по уходу за лицом и телом на основе перфторуглеродов. Но и тут есть много вопросов, прежде всего к самому механизму действия этой косметики. Читайте сами - статья «Шкурный интерес. Может ли кислородная косметика навредить коже» кандидата медицинских наук Александра Мельникова.

И собственно с бизнесом тоже проблемы (если речь идет о тех кто пришел продавать, для владельцев их бизнес остается сверхдоходным) - в каждом более-менее крупном городе есть сотни или даже тысячи активных дистрибьюторов, а, следовательно, каждый отдельный клиент может купить продукцию у нескольких продавцов. Если к этому добавить тот факт, что активным дистрибьютором становится примерно каждый сотый подписант, то получится, что эти компании на сегодняшний день просто перенасытили рынок своей продукцией. Особенно очевидно это для продавцов "российского кислородного чуда" Таким образом, несмотря на наличие спроса и бесплатной системы обучения, реальный заработок для новых партнеров практически не возможен. Подумайте об этом перед тем как подписать контракт или потратить последнее на закупку...

Stop - MLM !

Выводы:

Причины недоверия к сетевому маркетингу в России лежат не только в проблемах самих компаний и их продукции. Причиной является само отношение к процессу продажи и покупателю: логика «доверия» таких продаж идёт в разрез с целями распространителей и самих компаний. Продающему уже не интересны ни реальные задачи покупателя, ни его потребности и нужды. Девиз «купи у меня и дай мне заработать» уже завтра может привести к тому, что продавать будет НЕКОМУ! Ведь мы не верим тем, кто нас использует в своих целях, и чем чаще это происходит, тем это недоверие больше. Хоть и есть мнение, что «опыт человека учит только тому, что ничему не учит», я считаю, что без доверия не может быть и самого бизнеса. В этом и заключается причина того, что мы - НЕ сетевая компания, и вряд ли когда-либо ею станем.

1Комментарии

  • Avatar
    Natali
    сент. 8, 2016

    Когда-то, в начале 1990-х очень мечтала купить что-нибудь из Орифлейм). Цены были "заоблачные". Чуть позже, смогла себе позволить такую роскошь и была очень разочарована(((. С тех пор, сетевыми продажами не увлекаюсь. Да и время поменялось, "дефицитов" нынче нет, хочешь купить или продать - пожалуйста! Все в свободном доступе и это замечательно!

Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Имя:
E-mail: не публикуеться
Комментарий: